Коллектив МОУ "Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики" выдвинул кандидатуру Федоровой Т. П., учителя русского языка и литературы, классного руководителя 11"б" класса для участия на конкурсе "Лучший классный руководитель - 2006"
Подведены итоги конкурса и в номинации "Самый классный классный" Татьяна Петровна заняла III место и получила денежный приз из Фонда "Чувашия" в размере 5 тысяч рублей.
Федорова Татьяна Петровна
Год рождения: 29 марта 1962 года
Педагогический стаж в качестве классного руководителя – 7 лет
Муниципальное образовательное учреждение «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики», 11 «б» класс.
В основе концепции – воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемое «гуманистическое пространство детства». Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, определила основные правила:
* уверенность – знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Классный руководитель – гарант соблюдения прав ребенка;
* успешность – берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;
* удивительность – надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем»;
* уважительность – необходимо взаимное уважение. Уважаешь мнение детей, - они уважают твое. Воспитание без уважения – подавление;
* убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;
* уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать;
* улыбчивость – без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание.
И тогда РАДУГА чувств, осветив душу и сердце ребенка, направит его на путь познания себя.
В классе 24 ученика (14 девочек и 10 мальчиков) из 11 сел и деревень, из них 10 отличников, 12 ударников, неуспевающих нет.
Формирование зрелой, целостной личности, адаптированной к жизни в социуме, - цель, которую ставит перед собой классный руководитель.
Отсюда и задачи:
создание базовой культуры личности;
формирование ценностных ориентаций, отвечающих интересам не только человека, но и общества;
повышение культурного уровня каждого ученика;
обеспечение индивидуальной траектории развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
Моя задача в первую очередь - создать условия для самореализации ребенка. Важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души.
Для этого разработаны воспитательные программы «Я и семья», «Я и здоровье», «Я и мир», «Я и Отечество», «Я и мой класс», «Я и люди».
Программа реализуется через организацию коллективных творческих дел.
Для меня имеет большое значение тот факт, что творческие дела на самом деле являются коллективными, так как планируются, готовятся, совершаются и обсуждаются совместно учителями, учениками и родителями.
Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и живет их ребенок в коллективе, а иногда и открыть очень много нового в себе и своем ребенке. Только с помощью совместных дел: тематических классных часов, КВНов между учениками и родителями, походов и литературных вечеров – родители могут стать нам союзниками. (приложение 1)
11 «б» класс – гордость Новошимкусской школы. Учащиеся защищают честь школы и занимают призовые места:
-на районных олимпиадах;
-на спортивных мероприятиях, проводимых как в районе, так и в республике (всем известна волейбольная команда девушек НШСОШ);
-на интеллектуально – юмористической игре КВН («Шустряки из Шимкус»);
-на различных конкурсах рисунков и сочинений.
В 2003-2004 учебном году класс стал победителем года в номинации «Самый спортивный класс». В последующие годы становился победителем по итогам мероприятий года. Танцевальный конкурс «Грация» - большой праздник для учащихся класса. Они с энтузиазмом к нему готовятся и результат налицо – традиционное I место.
Эта активность, целеустремленность, выносливость - результат постоянной совместной работы классного коллектива и его руководителя.
(приложение 1)
Разработка ситуационного классного часа:
« Я и мой родной уголок».
Цель: самоанализ отношения к своему родному краю, к селу.
До начала классного часа проводится исследование на основе вопросов:
-Что ты знаешь об истории своего рода? Нарисуй дерево жизни .
-Что ты знаешь об истории возникновения своего села?
Информация: Посещение школьного краеведческого музея для более подробного осведомления об истории села, а так же и семей. Классный руководитель сообщает результаты опроса
«Я - позиция» Учащиеся по кругу отвечают на следующие вопросы:
-По каким правилам ты живешь в своей семье? ( Хранить честь своей семьи, любить свою семью, быть внимательным и чутким по отношению к членам своей семьи, проявлять заботу, уметь радовать родителей, научиться пережить все невзгоды…)
-Как каждый из вас относится к своему родному уголку? (Люблю, стараюсь преумножить ее богатства, сажаю деревья, цветы, стараюсь лучше узнать о его прошлом, доброе отношение к его жителям, стараюсь придерживаться традиций моего народа, радуюсь его красоте и чистоте…)
« Я – позиция» и общественно значимая норма.
Учащиеся в группах готовят ответы на вопросы:
- Какие места родного уголка для вас памятны?
-Что можно сделать ,чтобы наше село стало еще краше?
-Что вы предлагаете для того, чтобы еще лучше узнать историю своего края?
- Как вы понимаете слова Маленького Принца из сказки Сент - Экзюпери «Встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» .
Разговор Маленького Принца с Летчиком.
Маленький Принц: Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок ,хоть и не видно.
Летчик: Да, конечно.
Маленький Принц: И пустыня красивая… Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родинки …
Летчик :Да. Будь то дом, звезда или пустыня – самое прекрасное то чего не увидишь глазами.
Маленький Принц: Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону , то в другую… И все напрасно… На твоей планете люди выращивают в своем саду пять тысяч роз… и не находят того, чего ищут…
Летчик : Не находят…
Маленький Принц: А ведь то ,чего они ищут, можно найти в одной розе, в глотке воды…
Летчик : Да, конечно…
Маленький Принц: Знаешь … сегодня ночью исполнится год . Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад.
Летчик : Ты покинешь Землю?
Маленький Принц: Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая , я не могу тебе ее показать. Она будет для тебя просто - одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды … Все они станут тебе друзьями. И потом я тебе кое-что подарю…
Летчик : Маленький Принц оставил людям свой завет: «Запомни, есть такое твердое правило. Встал по утру , умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Дискуссия. В начале каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу, а затем все, кто хочет.
- Священный уголок – отчий дом. Сама атмосфера семьи окрыляет нас, дает нам силы.
Озеро, Белое Озеро. Для меня оно является чем-то таинственным. Оно такое могучее. Как оно разливается весной.
Школа, где проходят мое детство, где встречаемся с друзьями, постигаем тайны наук.
Река Була – где мы с ребятами бегали босиком и ловили рыбок, собирали ракушки
2. Маленький Принц, наверно, нам хочет сказать, что мы должны себя любить, любить и свою землю. Ты сам красив, и все вокруг тебя должно быть красиво.
Первую часть высказывания каждый воспринимает одинаково, а вторая часть высказывания « приведи в порядок свою планету» - это значит ,что мы должны привести в порядок свои мысли в голове – свое мировосприятие, мировоззрение.
Человек должен заботиться не только о себе, но и о своей земле, планете. Моя планета пока – это мой родной уголок.
Природа создала нас, чтобы мы о ней могли заботиться, Ане только быть потребителем.
3. Сажать деревья, кустарники, цветы.
Не сорить.
Надо любить и бережно относиться к своей родной земле.
Пусть зарождается в наших сердцах любовь к каждой травинке, букашке.
Делать скворечники, ведь пение птиц тоже украшает нашу землю. Любить братьев наших меньших.
4.Читать книги, общаться своими бабушками и дедушками.
Постигать памятные места.
Самое главное помнить, что мы дети чувашского народа , что наши корни в Яльчикском районе.
Рефлексия : Составьте правила, по какому принципу вы должны жить в своем родном крае?
- Посади, вырасти дерево, цветок, растение.
-Будь Человеком с большой буквы. - Сердцем и душой прикоснись к традициям своего народа. «Самое главное то, чего глазами не увидишь»
-Делай все то, что может украсить твой родной уголок.
-Изучай окружающий мир и умей делать его лучше.
- Будь исследователем, краеведом.
- Только тот человек достоин уважения, кто себя любит и ценит, а природа – это мы. Значит, любить природу – любить себя.
Составьте примерный план дел с целью изучения истории и традиции родного края, народа.( На основе проектов составили план работы для реализации воспитательной программы «Я и мое Отечество»)
1. Чувашия – мой край родной. Изучение символики Чувашской Республики.
2. Чебоксары – столица Чувашской Республики. (Заочная экскурсия по столице.)
3. Путешествие по городам Чувашии (Канаш, Цивильск, Алатырь, Шумерля, Марийинский-Посад, Новочебоксарск, Ядрин, Козловка)
4 Достопримечательности родного уголка:
1)Места, где мы любим отдыхать, поводить свое свободное время (Курнаваш , Турхан варманесем – история их возникновения, походы)
2)Белое Озеро – священное озеро нашего края.( История. Экскурсия.)
3)Музеи- места, где можно приобщиться к национальной культуре, обычаям, традициям родного края.( Посещение Новошимкусского , Яльчикского краеведческих музеев. )
4) «О чем молчит Мало-Таябинское городище» (Экскурсия. История.)
5)Священный родник нашего края.( Байдеряковский родник. История. Экскурсия.)
6) Путешествие в « Мезозойскую эру».( Экскурсия на Яманчуринский карьер. Встреча с людьми интересных профессий. Конкурс на самую интересную находку, камни с отпечатками раковин улиток.
7) У истоков реки Малая Булла.( Велопоход.)
5.Так жили прадеды – фольклорный фестиваль.