Толерантность в   произведениях русской литературы.                   ( Величие души в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи).

           Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи» Даниил Андреев назвал «шедевром русской литературы». Нас, читателей, этот рассказ покоряет чистотой и правдивостью образа Лукерьи, высотой и силой ее духа, выкованного в невыносимых страданиях .Перед нами жизнь- трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила. Образ Лукерьи - это образ России, несломленной и великой в своей духовной мощи державы.

           Рассказ начинается с эпиграфа, взятого из произведения Ф. Тютчева «Край родной долготерпенья – Край ты русского народа! Ключевым словом здесь является слово «долготерпенье».

           Что же видит молодой Тургенев в этом слове? Он видит нищие русские деревни, злой бурьян на полях крестьян, которые не могут работать на своих маленьких наделах, так как заняты на барщине; видит умирающие дворянские усадьбы, где все отдано во власть бездарных старост, видит ловких мастеров личной наживы – мещан, купцов. Россия для Тургенева огромное, гулкое пространство, в котором все трагические ноты жизни.

            Вот в этом « краю долготерпенья» живет «человеческое существо» - Лукерья. «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма…»- пишет Тургенев. И эта мумия – Лукерья, «первая красавица во всей нашей дворне, и хохотунья, и плясунья, и певунья…». Она не может жить нормальной человеческой жизнью. Ее жизнь можно назвать жизнью души, которая проявляется в слиянии с природой. Лукерья об этом говорит: «Смотрю, слушаю…»Она ЖИВЕТ В ЭТОМ ОГРОМНОМ МИРЕ, радуется каждой встрече, каждому мигу жизни: «…а то воробей залетит или бабочка – мне очень приятно, а то раз…заяц забежал…» - говорит она. А как она рассказывает о ласточках! И корит охотника, застрелившего их: «И на что покорыстился? Вся-то она, ласточка, не больше жука… Какие вы, господа

 охотники, злые!»

              Суровые испытания выпали на долю героини рассказа, но никогда она не жаловалась на свою жизнь Лукерья, «привыкла, обтерпелась». Она рада и тому, что прекрасно слышит, видит, и чувствует («И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни есть слабый!). Не озлобилась на жизнь: «Нет, что Бога гневить? – многим хуже моего бывает».  Удивительная, чуткая душа – она же понимает, смирилась со своей участью, все испытания принимает как должное: («Послал он (Бог) мне крест, значит, любит…) Любит и ценит все живое, потому что ничто от ее внимания не ускользает: «пчелы на пасеке жужжат да гудят, голубь на крышу сядет и заворкует, курочка-наседочка зайдет с цыплятами…»

               Дает силу жить Лукерье молитва, и она жалеет, что знает их мало, да «и на что я стану господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно». И нас поражает благородство души этого «живого, несчастного существа».

               И еще один источник силы этого удивительного существа – это песня.

               - Я и теперь песни пою.

               -  Песни? Ты?

… И вот зазвучала песня, так хотелось ей всю душу вылить… песня протяжная, народная…» В этой песне и грусть, и раздолье, и горесть, и печаль, и тревога. В этой песне тяжелая женская доля, человеческая судьба. Красавица, певунья, и плясунья, с длинной русой косой – высохшая мумия, не дожившая до тридцати лет… Зачем она поет? Песня дает ей силу, это вековая боль и страдание, выраженное в песне, утешает,  помогает выжить.

                 И.С. Тургенев – мастер детали. И в этом рассказе есть такая деталь, которая говорит о великом страдании Лукерьи. Это – слеза (…ее тяжелые веки… закрылись снова… слеза их смочила»). Одна - единственная слезинка. Одна – но какая… Вся печаль, вся горечь, все страдание – в этой одной слезе! Вот величие души!

                На голове  Лукерьи – платок, платок простой, чистый и белый. Это говорит о непорочности и чистоте души его обладателя.

                  «Человеческое существо»…Но от этого существа исходит свет. И рассказ заканчивается этой деталью: «звон шел не от церкви, а «сверху». Вероятно,

 Лукерья не посмела сказать: «с неба».

                   Мир человеческих отношений у Тургенева чрезвычайно тонок: чувства Лукерьи не остаются только в ней, они передаются рассказчику, отражаются в нем: («остолбенел от удивления, я не шевелился, оцепенел»… «жалость несказанная»,  «Вот

 величие души!»).

                   Как в этом жестоком мире человеку остаться человеком? Как сохранить мощь души? В чем тайна человека? Зачем человеку думать о смерти? Вот какие проблемы решает Тургенев в рассказе «Живые мощи».

                   Лукерья – символ русской женщины, русского духа, России. Она, пройдя все круги ада, не потеряла веры. Это говорит о том, что русский человек никогда не теряет веры в светлое. Главная его черта – мощь души. От Лукерьи идет свет и сила. Главная его черта – мощь души. От Лукерьи идет свет и сила.            

                             

                                                                                                                                                             вверх

       

                              

Hosted by uCoz