П       Л     А      Н                  У      Р     О    К    А

 

Тема: «В о с к р е ш е н и е   д у ш и   Р о д и о н а   Р а с к о л ь н и к о в а»

 

Цель:     1. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос – что делать, чтоб изменить существующий  миропорядок

           

                2.Выработать  навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.

           

               3.Научить ценить такие качества как любовь, жалость, сострадание, терпение и  вера.

 

                                       Х  о  д      у  р  о  к  а

I. Беседа  по вопросам  домашнего задания.

 

- Вспомните и проследите жизнь Раскольникова. По какому  принципу он живет?

 

- По какому принципу живет Соня Мармеладова?

 

Вывод: В романе противопоставляются две «правды»: теория Раскольникова не освещенная любовью к человеку, и жизнь Сони  по нормам человечности и человеколюбия.

       Р АС К О Л Ь Н И К О В

            С О Н Я

Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. «Идея» и преступление рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми , заставляет героя презирать себя за человечность и чуткость, считая это проявлением слабости

Она идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Жизнь Сони строится по законам cамо- пожертвования. Она хочет прежде всего сама быть лучше. В позоре и унижении, в условиях, каза-лось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собою, ради спасения других идет на позор и унижение.

-Изменился ли Раскольников к концу  романа?  Что об этом говорится в эпилоге?       

«Но он не Раскаивался в своем преступлении.»;

         «но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так         глупыми и безобразными, как казалось они ему в то роковое время…»            

«Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною»                                                                                

Вывод:                                                                                                                        Значит, он просто       «сделал явку с повинной», но не раскаялся. Оказывается, до сих пор продолжает его преследовать его страшная теория. Он бы сам хотел раскаяться, но «идея» не пускает. Значит, он продолжает делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вот почему между ним и другими арестантами стена непонимания, ведь наш герой относит себя ко второй категории. Нет да нет, в его взглядах и манерах это проявляется. Нет ли в эпилоге моменты, доказывающие нам обратное.

 

 II. Работа над отрывком эпилога «Шла уже вторая неделя после святой… отошел от окна»        

а) внимательное чтение отрывка;                                        

б) найдите ключевое слово отрывка;

          в) что  же туда вложил Достоевский? (радость, боль и неожиданное для себя открытие);

          г) составление  словесных рядов (существительных) и обращение внимания на слово «окно», составление клайстера; (воздух,  открытие, вид, свежесть, простор…);            

д) нахождение выразительных средств;                                                          е) роль пейзажа в раскрытии основной идеи; («ясные, весенние дни»,  вторая неделя после святой, «широкая окрестность»)       ;                                              и) анализ отрывка учеником         (индивидуальное задание сильному ученику).                   

 

                       Анализ текста, написанный ученицей 10 класса Леной Федоровой.        

         «Ясный весенний день», «вторая неделя после святой» - читаем мы в этом отрывке. Что же несет  такой  день? Эти строки свидетельствуют нам, что должно произойти что-то необычное, новое. Что это?

         Уже при первом чтении отрывка в глаза бросается метафоричный глагол «пронзило», «что-то пронзило… сердце».                                                     Невольно в голову приходит эпизод из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», когда сердце Кая, благодаря Герде ожило, оттаяло. Кая тоже что-то пронзило, что он даже вскрикнул. Может, с Родионом тоже произойдет такое изменение? Этому способствует  многое: весна, когда все оживает, пробуждается; вторая неделя после святой, т.е. после воскресения Христа, праведника, учителя.  «Отворили окна». Значит, путь для воскрешения души открыт, и наш герой готов принять ритуал очищения. Он пришел  к этому через страдания, любовь Сони, болезнь, наконец, заставившее перевернуться его сознание. «Он вздрогнул и поскорее отошел».  Вздрогнул оттого, что сделал для себя открытие, что его теория ошибочна, т.е. одолел в себе зло,  что он тоже способен на большое чувство. Чувство любви, которое проснулось в нем к той самой безмолвной Соне, которая часто ходит под его окнами, чтоб «хоть издали посмотреть на окна палаты».

         Не воскреснуть он не мог. Не зря же в его руках оказалось Евангелие, пусть его страницы пока не открыты, но все же они приняты героем. Это по-своему христианский оберег, указатель пути истинного.

         Через ассонанс на (а), (о) передается величие и сила ожившего чувства, а цветопись – зеленый благословляет его на постоянную вечную жизнь.

         Мне кажется, это здорово. Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей.

         Каждый человек, придя в мир людей, вырабатывает свой принцип жизни, и он должен основываться на традициях православия, на народных традициях. Только тогда он не будет чувствовать себя одиноко в этом огромном мире. И мне хочется закончить свой анализ словами одного из десяти заповедей Христа: «Возлюби ближнего своего».               

 

III. Работа над иллюстрацией к роману «Преступление и наказание». Худ. И.Глазунов.

– Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? (Чтение отрывка. В этой сцене мы видим торжество любви и добра.)

 

- Как это передает на Достоевский? (Через действия, глаголы, характеризующие героев. О Раскольникове: «сам не знал», «что-то подхватило», «бросило», «плакал и обнимал». О Соне: «ужасно испугалась», «лицо помертвело», «вскочила», «задражала», «все поняла», « в глазах засветило счастье», «поняла, что он любит».)

 

- Найдите эпитет, который неоднократно использует автор. (Бесконечные.)

 

 

IV. Прослушивание православной музыки.

 

V. Вывод.

Сцена любовного признания без единого слова, где мы видим и раскаяние, и воскресение души героя. Эта сцена убеждает нас в том, что не насилие спасет мир, а красота и любовь. В этом непреходящая ценность гениального творения Достоевского, которое способно оздоровить нравственно искалеченное общество.

 

 

 

 

 

 

 

VI. Домашнее задание.

         1. Расшифруйте схему

         2. Нарисуйте символы героев.

 

Жили в этом жестоком мире два человека: Родион  и Соня. Злые мысли одолевали Родиона. Он видел себя всемогущим  творцом, властелином. Поставил себя выше большинства людей, назвав их «тварями дрожащими». И Бог наказал его одиночеством. Жил он среди людей, но такой одинокий. Некуда было идти и некому раскрыть свою душу, пока не появилась Соня. Она своей любовью раскрыла глаза Родиону. И пошли они по широкой дороге жизни.

                                                                                 Козлова  Таня (10 кл.)                       

Соню я хочу представить в виде свечи. Свеча – это жертва, жертвоприношение. Соня тоже приносит себя в жертву, жертвует честью ради спасения от голодной смерти братьев и сестер; жертвует своей свободой (едет в Сибирь), чтобы вернуть Раскольникова к жизни, к жизни в мире людей.                                                                                                                                       Раскольников – заблудший путник, который под влиянием «теории» сбился с пути.                                                       

                                                                                Кубикова Люда (10 кл.)                      Соню – домашний очаг. От нее веет теплом. У ее очага греются все: и Мармеладов, и Катерина Ивановна , и арестанты…. Именно ее очаг воскрешает Родиона Раскольникова.

А Раскольникова я хочу изобразить в виде сердца, сердца под камнем. Камень это «теория на право сильной личности», которая не дает большому сердцу Родиона( я уверена, у него большое сердце, он не раз доказывал это) свободно биться.                                               

                                                                    Федорова Лена (10 кл.)                

 

Соня – солнце. Несет тепло, свет. Раскольников – пещера, в пещере темно, как в душе Родиона, но есть тропинка, куда она ведет?..                                                                                                           Павлов Дима (10 кл.)                                                                                                                                    

                                                                                                        вверх           

Hosted by uCoz