П Л А Н У Р О К А
Тема: «В о с к р е ш е н и е д у ш и Р о д и о н а Р а с к о л ь н и к о в а»
Цель: 1. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос – что делать, чтоб изменить существующий миропорядок
2.Выработать навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.
3.Научить ценить такие качества как любовь, жалость, сострадание, терпение и вера.
Х о д у р о к а
I. Беседа по вопросам домашнего задания.
- Вспомните и проследите жизнь Раскольникова. По какому принципу он живет?
- По какому принципу живет Соня Мармеладова?
Вывод: В романе противопоставляются две «правды»: теория Раскольникова не освещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия.
Р АС К О Л Ь Н И К О В |
С О Н Я |
Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. «Идея» и преступление рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми , заставляет героя презирать себя за человечность и чуткость, считая это проявлением слабости |
Она идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Жизнь Сони строится по законам cамо- пожертвования. Она хочет прежде всего сама быть лучше. В позоре и унижении, в условиях, каза-лось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собою, ради спасения других идет на позор и унижение. |
-Изменился ли Раскольников к концу романа? Что об этом говорится в эпилоге?
«Но он не Раскаивался в своем преступлении.»;
«но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казалось они ему в то роковое время…»
«Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною»
Вывод: Значит, он просто «сделал явку с повинной», но не раскаялся. Оказывается, до сих пор продолжает его преследовать его страшная теория. Он бы сам хотел раскаяться, но «идея» не пускает. Значит, он продолжает делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вот почему между ним и другими арестантами стена непонимания, ведь наш герой относит себя ко второй категории. Нет да нет, в его взглядах и манерах это проявляется. Нет ли в эпилоге моменты, доказывающие нам обратное.
II. Работа над отрывком эпилога «Шла уже вторая неделя после святой… отошел от окна»
а) внимательное чтение отрывка;
б) найдите ключевое слово отрывка;
в) что же туда вложил Достоевский? (радость, боль и неожиданное для себя открытие);
г) составление словесных рядов (существительных) и обращение внимания на слово «окно», составление клайстера; (воздух, открытие, вид, свежесть, простор…);
д) нахождение выразительных средств; е) роль пейзажа в раскрытии основной идеи; («ясные, весенние дни», вторая неделя после святой, «широкая окрестность») ; и) анализ отрывка учеником (индивидуальное задание сильному ученику).
Анализ текста, написанный ученицей 10 класса Леной Федоровой.
«Ясный весенний день», «вторая неделя после святой» - читаем мы в этом отрывке. Что же несет такой день? Эти строки свидетельствуют нам, что должно произойти что-то необычное, новое. Что это?
Уже при первом чтении отрывка в глаза бросается метафоричный глагол «пронзило», «что-то пронзило… сердце». Невольно в голову приходит эпизод из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», когда сердце Кая, благодаря Герде ожило, оттаяло. Кая тоже что-то пронзило, что он даже вскрикнул. Может, с Родионом тоже произойдет такое изменение? Этому способствует многое: весна, когда все оживает, пробуждается; вторая неделя после святой, т.е. после воскресения Христа, праведника, учителя. «Отворили окна». Значит, путь для воскрешения души открыт, и наш герой готов принять ритуал очищения. Он пришел к этому через страдания, любовь Сони, болезнь, наконец, заставившее перевернуться его сознание. «Он вздрогнул и поскорее отошел». Вздрогнул оттого, что сделал для себя открытие, что его теория ошибочна, т.е. одолел в себе зло, что он тоже способен на большое чувство. Чувство любви, которое проснулось в нем к той самой безмолвной Соне, которая часто ходит под его окнами, чтоб «хоть издали посмотреть на окна палаты».
Не воскреснуть он не мог. Не зря же в его руках оказалось Евангелие, пусть его страницы пока не открыты, но все же они приняты героем. Это по-своему христианский оберег, указатель пути истинного.
Через ассонанс на (а), (о) передается величие и сила ожившего чувства, а цветопись – зеленый благословляет его на постоянную вечную жизнь.
Мне кажется, это здорово. Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей.
Каждый человек, придя в мир людей, вырабатывает свой принцип жизни, и он должен основываться на традициях православия, на народных традициях. Только тогда он не будет чувствовать себя одиноко в этом огромном мире. И мне хочется закончить свой анализ словами одного из десяти заповедей Христа: «Возлюби ближнего своего».
III. Работа над иллюстрацией к роману «Преступление и наказание». Худ. И.Глазунов.
– Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? (Чтение отрывка. В этой сцене мы видим торжество любви и добра.)
- Как это передает на Достоевский? (Через действия, глаголы, характеризующие героев. О Раскольникове: «сам не знал», «что-то подхватило», «бросило», «плакал и обнимал». О Соне: «ужасно испугалась», «лицо помертвело», «вскочила», «задражала», «все поняла», « в глазах засветило счастье», «поняла, что он любит».)
- Найдите эпитет, который неоднократно использует автор. (Бесконечные.)
IV. Прослушивание православной музыки.
V. Вывод.
Сцена любовного признания без единого слова, где мы видим и раскаяние, и воскресение души героя. Эта сцена убеждает нас в том, что не насилие спасет мир, а красота и любовь. В этом непреходящая ценность гениального творения Достоевского, которое способно оздоровить нравственно искалеченное общество.
VI. Домашнее задание.
1. Расшифруйте схему
2. Нарисуйте символы героев.
Жили в этом жестоком мире два человека: Родион и Соня. Злые мысли одолевали Родиона. Он видел себя всемогущим творцом, властелином. Поставил себя выше большинства людей, назвав их «тварями дрожащими». И Бог наказал его одиночеством. Жил он среди людей, но такой одинокий. Некуда было идти и некому раскрыть свою душу, пока не появилась Соня. Она своей любовью раскрыла глаза Родиону. И пошли они по широкой дороге жизни.
Козлова Таня (10 кл.)
Соню я хочу представить в виде свечи. Свеча – это жертва, жертвоприношение. Соня тоже приносит себя в жертву, жертвует честью ради спасения от голодной смерти братьев и сестер; жертвует своей свободой (едет в Сибирь), чтобы вернуть Раскольникова к жизни, к жизни в мире людей. Раскольников – заблудший путник, который под влиянием «теории» сбился с пути.
Кубикова Люда (10 кл.) Соню – домашний очаг. От нее веет теплом. У ее очага греются все: и Мармеладов, и Катерина Ивановна , и арестанты…. Именно ее очаг воскрешает Родиона Раскольникова.
А Раскольникова я хочу изобразить в виде сердца, сердца под камнем. Камень это «теория на право сильной личности», которая не дает большому сердцу Родиона( я уверена, у него большое сердце, он не раз доказывал это) свободно биться.
Федорова Лена (10 кл.)
Соня – солнце. Несет тепло, свет. Раскольников – пещера, в пещере темно, как в душе Родиона, но есть тропинка, куда она ведет?.. Павлов Дима (10 кл.)