КВНП «Веселая информатика»
Цели: - закрепить и обобщить знания учащихся по темам «Устройство
компьютера», «Электронная таблица Excel», «Символьные функции»;
- сформировать умения работать с электронными таблицами;
- повысить интерес к изучению предметов информатика, математика и
русский язык
Оборудование: доска, 5 компьютеров, карточки с заданиями
Ход урока
I. Подготовительный этап
Класс делится на 5 команд по 5 человек
II. Организационный момент
Начинаем наш КВНП. Как расшифровать сочетание букв КВНП? Что такое КВН, знает любой первоклассник. А что означает загадочная буква П? Люди, которые работают на компьютере, делятся на две группы – программисты (те, которые создают программы) и пользователи (те, которые пользуются готовыми программами). Вы пока пользователи, и у вас сегодня КВН пользователей – КВНП. Пройдет немного времени, и кто-то из вас будет создавать свои программы для других людей, станет программистом. Поэтому давайте не будем расшифровать букву П, а просто будем знать, что она означает людей, которые любят информатику и изучают ее с большим интересом. Такие ребята сегодня участвуют в нашем конкурсе.
III. Преодоление станций
1. Станция «Бухгалтерия»
Попрошу от каждой команды по одному игроку. Они должны, как будущие главные бухгалтера, составить таблицу вычисления чистого дохода предприятия
Задание:
Создайте новый файл, назовите его «Вычисление чистого дохода предприятия »
Ввести в клетку В2: «Вычисление чистого дохода предприятия»
Создайте следующую таблицу, соблюдая предложенное расположение ячеек по строкам и столбцам:
A B C D E F
4 |
Название |
Доход |
НДС |
Зар. плата |
Соц. страхование |
Чистый доход |
|||||
5 |
Банк |
1000000 |
|
|
|
|
|||||
6 |
Фабрика |
990000 |
|
|
|
|
|||||
7 |
Кооператив |
5900 |
|
|
|
|
|||||
8 |
Завод |
7000000 |
|
|
|
|
|||||
|
Всего: |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь: НДС- налог на добавленную стоимость, равный 21% от дохода предприятия; заработная плата составляет 30% от дохода предприятия; страховой взнос составляет 37% от заработной платы.
Установите ширину каждого столбца так, чтобы в нем был виден полностью набранный текст. Красиво оформите таблицу шрифтами, рамками, цветной заливкой.
Произведите все необходимые расчеты. Результаты поместите в соответствующие столбцы таблицы
Подсчитайте чистый доход каждого предприятия по формуле:
Чистый доход = Доход – НДС – Зар.плата – Соц.страх
Измените доход кооператива с 5900 на 11900. Проверьте пересчет формул.
С помощью функций электронной таблицы определите максимальную сумму чистого дохода среди предприятий. Запишите ее в пустую ячейку под столбцом «Чистый доход».
С помощью функций электронной таблицы определите общую сумму налога на добавленную стоимость (НДС) со всех предприятий. Результат запишите в пустую клетку под столбцом «НДС»
Сохраните таблицу в файле DOHOD.
Убедитесь, что таблица сохранена на диске.
Покажите результаты вашей работы учителю для проверки.
2. Игра «Калейдоскоп»
п |
р |
о |
и |
р |
о |
д |
и |
с |
м |
и |
в |
ц |
е |
с |
с |
в |
о |
к |
о |
н |
с |
т |
е |
д |
д |
о |
м |
е |
д |
ч |
е |
с |
р |
и |
а |
г |
и |
г |
а |
н |
а |
к |
м |
м |
а |
р |
н |
е |
р |
е |
о |
ф |
а |
я |
ч |
е |
к |
с |
д |
р |
р |
м |
у |
л |
а |
й |
к |
а |
а |
В данной таблице каждая команда должна найти одно слово по теме «Устройство компьютера» и второе слово по теме «Microsoft Excel» и объяснить их смысл.
3. Конкурс «Кто больше?»
Составить из букв слова «информация» новые слова. Записать полученные слова с помощью символьных функций на языке программирования QBasic.
4.Станция «Графическая»
Один участник из каждой команды должен построить график данной функции на заданном промежутке
1) y = 0,5 sin x на отрезке [ - 7; 7] с шагом 0,5.
2) y =0,5 cos x на отрезке [ - 7; 7] с шагом 0,5
3) y =x2+ 1 на отрезке [ - 9; 9] с шагом 0,5
4) y = sin 2x - 1 на отрезке [ - 7; 7] с шагом 0,5
5) y = cos3x + 1 на отрезке [ - 7; 7] с шагом 0,5
5. Конкурс «Передача информации»
Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что на рыбалку собрался?» - «Да нет, я на рыбалку» - «А я думал, ты на рыбалку …»
Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать ее приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.
Сейчас пять команд по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.
Прошу участников получить у меня задания. На подготовку командам дается 3 мин.
Задание конкурса.
Изобразить мимикой и жестами:
для команды 1: принтер; компьютер завис;
для команды 2: мышь; мальчика играющего в компьютерную игру;
для команды 3: защитный экран компьютера; неисправный дисковод;
для команды 4: клавиатура; непонятные символы на экране;
для команды 5: модем; связь с Интернетом отсутствует.
6. Конкурс «Расшифровка текста»
Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и разными способами. Сейчас игрокам предлагается расшифровать текст и объяснить способ его кодирования:
«АММАРГОРП – ЯАКОСЫВ ЯИЗЭОП, ЫТАТЬЛУЗЕР ЕЕ ЫТОБАР – ЯАБУРГ АЗОРП».
Ответ. «Программа – высокая поэзия, результаты ее работы – грубая проза» (каждое слово фразы следует читать справа налево).
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Если останется время .
Давайте мы с вами попытаемся выполнить задание – расшифровать послание школьников, которое было около нашей школы: «ОПДЗАРЛВЕЯМ АСЫМХ ЕВЕСЫЛХ И АНОХЧДВИХЫ». («Поздравляем самых веселых и находчивых» .Способ кодирования: соседние буквы меняются местами.)
Задачи-шутки:
- Какой линейный алгоритм с командой повтора вы можете привести в качестве примера? (В линейных алгоритмах не могут содержаться команды повтора.)
- Какой оператор цикла применяется в программах линейной структуры? (В программах линейной структуры операторы цикла не применяются.)
- Можно ли, используя операторы PRINT и LOCATE , построить на экране монитора изображение елочки? (Можно, осуществляя вывод условного изображения елочки в текстовом режиме (из определенных символов, например знаков «*» и «I»)).
- Как, используя операторы DRAW, CIRCLE и LINE, решить задачу нахождения корней квадратного уравнения? (Здесь перечислены графические операторы, с их помощью данная задача неразрешима).
- Молодой человек хорошо владеет арабским, греческим и финским языками. На каком языке программирования ему легче всего написать программу вывода рисунка на экран монитора? (Неизвестно так как знание естественных языков не помогает при решении формализованных задач на компьютере).
- Как на уроках информатики склеиваются символы? (Склеивание символов и строк производится в языках программирования (например, в Бейсике) с использованием операции сложения(конкатенации)).
- Сколько раз следует нажать клавишу Enter, чтобы в текстовом документе поставить пять пробелов подряд? (Для вставки пробелов используется клавиша Пробел, а не Еnter).
- Как скопировать фрагмент электронного документа в обычный бумажный документ? (Распечатать его).
- Когда на уроках информатики при работе за компьютером используется ластик? (При удалении части изображения в графическом редакторе).
- Часто ли на уроках информатики используются ножницы? (Когда нужно «вырезать» тот или иной объект или фрагмент).
- Почему в электронные таблицы нельзя вводить текстовую информацию? (В электронные таблицы можно не только вводить текстовую информацию, но и обрабатывать ее).