Тема: Романтический мир раннего А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме».
1.Познакомить жизнью и деятельностью А. А. Блока, ранним творчеством поэта.
2. Привести в систему знания о модернистском направлении – символизм.
3. Вырабатывать навык анализа стихотворных произведений.
4. Прививать любовь к поэзии
Оборудование: портрет А.А. Блока, иллюстрация к сборнику стихов.
Ход урока.
I Лекция учителя о жизни и деятельности А.А. Блока по плану:
1. Блок в воспоминания современников
2. Краткая биография Блока.
а) семья Бекетовых – очаг, где воспитывался Сашура;
б) Введенская классическая гимназия;
в) Петербургский университет;
г) встреча с Л.Д. Менделеевой.
3 Блок и поэты-символисты.
II Анализ стихотворения из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» «Вхожу я в темные храмы».
В 1904 году выходит в свет сборник «Стихи о Прекрасной Даме», автобиографической основой которого многие считали любовь Блока к Менделеевой. В цикле стихов о Прекрасной Даме чувство к реальной земной девушке слилось с прославлением Вечной Женственности и ожиданием её скорого прихода. Своё чувство он воспринял мистически. (Мистика.- 1) вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир; 2) нечто загадочное, необъяснимое.)
1.Осмысление через погружение в текст.
а) самостоятельное прочтение текста;
б) работа над вопросами:
- Какими эмоциями пронизано это стихотворение?
( Какой-то тайной, таинство, ожидание чего-то неожиданного.)
-Докажите это словами из текста.
(«храм», «мерцанье красных лампад» . Сама обстановка обостряет чувства.
-- Что в этом произведении бросается в глаза с первого прочтения? Почему?
( Употребление заглавных букв. Когда автор говорит о своей возлюбленной, использует заглавную букву «Прекрасная Дама», «о Ней», «Величавой Вечной Жены», «Твои», «Милая», «Ты».)
-Давайте выпишем существительные, создающие предметы- образы и разобьем их на группы.
«храм» - «обряд» - «мерцанье» - «тень»-«колонна» - «скрипа» -« дверей» - «лицо»- «образ»-«сон» - «риза» - «Величавой Вечной Жены»- «карнизы»- «улыбки» - «сказки» - «Сны» - «Святая» - «свечи»- «черты» -«вздохи»- «речи»- «Милая»
«Храм» - «Милая» - рассказывают ,что любовь это таинство. Милая- это храм .Через эти же слова мы можем увидеть двойственную любовь –возвышенную и земную (Милая-храм, которая переходит в Величавую Вечную Жену в образ Богоматери из мира вечности и просто Милая)
1.Образ возлюбленной
«Прекрасная Дама»- «Величавой Вечной Жены»- «Святая»( богоматерь) - « Милая» (интимная лексика). У неё много имен - от привычного «Прекрасная Дама» до интимной «Милая». Для лирического героя Прекрасная Дама предстает родной частью души, причем не на этом свете, а в вечности.
2.Реальный мир
«храм»-«обряд»- «лампад»- «мерцанье»- «тень» -«колонна»- «скрип»- «двери»- «риза»-«карнизы» - «свечи».
Слова-образы олицетворяющие реальный мир способствуют погружению в атмосферу торжественности церковного быта. Через храм общаемся с миром Вечности.
3.Отвлеченное понятие высшего мира
«лицо» - «образ» - «сон» - «улыбки» -«сказки» - «ни вздохи» - «ни речи»
Эти существительные доказывают, что в душе лирического героя присутствует Её свет. Он приходит через «сон», «образ» и вызывает в душе чувство радости, «улыбки». Он не слышит её, а чувствует её присутствие.
II. Размышление . Вывод.
Стихотворение «вхожу я в темные храмы»А.А.Блока построено очень интересно . Как поэт-символист он своеобразно раскрывает образ возлюбленной и своё чувство к ней . Мир, который его окружает лирического героя, это лишь видимость, а истинное совершенство, трепет он испытывает лишь в мире Вечности. Через свою любовь он сливается с Мировой Душой. Здесь высокая лексика соседствует с бытовой. В центре стихотворения ,безусловно, Она- Прекрасная Дама .Величавая Вечная Жена, Святая, Милая. Даже свечи рядом с Её «озаренным образом», «отрадными чертами», становятся «ласковыми». Прекрасная Дама предстает родной для лирического героя, частью его души, причем не на этом свете, но в вечности.
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
III. Цветопись стихотворения.
«…мерцанье красных лампад»- цвет крови, жизни. Этот цвет ассоциирует мятежную ,бурную радость. Ещё мы увидим здесь «золотое сияние» свечи перед иконой. Этот цвет (золотой свет, лучезарность) связан с образом Вечной Женственности
IY. Домашнее задание.
1. Выучить биографию А.А. Блока.
2.Сделать анализ стихотворения.