Тема: Романтический мир раннего А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме».

 

1.Познакомить жизнью и деятельностью А. А. Блока, ранним творчеством поэта.

2. Привести в систему знания о модернистском направлении – символизм.

3. Вырабатывать навык анализа стихотворных произведений.

4. Прививать любовь к поэзии

Оборудование: портрет А.А. Блока, иллюстрация к сборнику стихов.

 

                       Ход урока.

I Лекция учителя о жизни и деятельности А.А. Блока по плану:

        1. Блок в воспоминания современников

        2. Краткая биография Блока.

                 а) семья Бекетовых – очаг, где воспитывался Сашура;

                 б) Введенская классическая гимназия;

                 в)  Петербургский университет;

                 г) встреча с Л.Д. Менделеевой.

        3 Блок и поэты-символисты.

II Анализ стихотворения из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» «Вхожу я в темные храмы».

 

В 1904 году выходит в свет сборник «Стихи о Прекрасной Даме», автобиографической основой которого многие считали любовь Блока к Менделеевой. В цикле стихов о Прекрасной Даме  чувство к реальной земной девушке слилось с прославлением Вечной Женственности и ожиданием её скорого прихода. Своё чувство он воспринял мистически. (Мистика.- 1) вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир; 2) нечто загадочное, необъяснимое.)

                    1.Осмысление через погружение в текст.

                          а)  самостоятельное прочтение текста;

                          б) работа над вопросами:

- Какими эмоциями пронизано это стихотворение?

( Какой-то тайной, таинство, ожидание чего-то неожиданного.)

-Докажите это словами из текста.

(«храм», «мерцанье красных лампад» . Сама обстановка обостряет чувства.

-- Что в этом произведении бросается в глаза с первого прочтения? Почему?

( Употребление заглавных букв. Когда автор говорит о своей возлюбленной, использует заглавную букву «Прекрасная Дама», «о Ней», «Величавой Вечной Жены», «Твои», «Милая», «Ты».)

-Давайте выпишем существительные, создающие предметы- образы и разобьем их на группы.

«храм» - «обряд» - «мерцанье» - «тень»-«колонна» - «скрипа» -« дверей» - «лицо»- «образ»-«сон» - «риза» - «Величавой Вечной Жены»- «карнизы»- «улыбки» - «сказки» - «Сны» - «Святая» - «свечи»- «черты» -«вздохи»- «речи»- «Милая»

 «Храм» - «Милая» -  рассказывают ,что любовь это таинство. Милая- это храм .Через эти же слова мы можем увидеть двойственную любовь –возвышенную и земную (Милая-храм, которая переходит в Величавую Вечную Жену в образ Богоматери из мира вечности и просто   Милая)

 1.Образ возлюбленной

«Прекрасная Дама»- «Величавой Вечной Жены»- «Святая»( богоматерь) -      « Милая» (интимная лексика). У неё много имен -  от привычного «Прекрасная Дама»   до интимной  «Милая». Для лирического героя Прекрасная Дама предстает родной частью души, причем не на этом свете, а в вечности.

2.Реальный мир

«храм»-«обряд»- «лампад»- «мерцанье»- «тень» -«колонна»- «скрип»- «двери»- «риза»-«карнизы» - «свечи».

Слова-образы олицетворяющие реальный мир способствуют погружению в атмосферу торжественности церковного быта. Через храм общаемся с миром Вечности.

3.Отвлеченное понятие высшего мира  

«лицо» - «образ» - «сон» - «улыбки» -«сказки» - «ни вздохи» - «ни речи»

Эти существительные доказывают, что в душе лирического героя присутствует Её свет. Он приходит через «сон», «образ» и вызывает в душе чувство радости, «улыбки». Он не слышит её, а чувствует её присутствие.

II. Размышление . Вывод.

Стихотворение «вхожу я в темные храмы»А.А.Блока построено очень интересно . Как поэт-символист он  своеобразно раскрывает образ возлюбленной и своё чувство к ней  . Мир, который его окружает лирического героя, это лишь видимость, а истинное совершенство, трепет он испытывает  лишь в мире Вечности. Через свою любовь он сливается с Мировой Душой. Здесь высокая лексика соседствует с бытовой. В центре стихотворения ,безусловно, Она-  Прекрасная Дама .Величавая Вечная Жена, Святая, Милая. Даже свечи рядом с Её «озаренным образом», «отрадными чертами», становятся «ласковыми». Прекрасная Дама предстает родной для лирического героя, частью его души, причем не на этом свете, но в вечности.

                            Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

                             Но я верю: Милая – Ты. 

III. Цветопись стихотворения.

 «…мерцанье красных лампад»- цвет крови, жизни. Этот цвет ассоциирует мятежную ,бурную радость. Ещё мы увидим здесь «золотое сияние» свечи перед иконой. Этот цвет (золотой свет, лучезарность) связан с образом Вечной Женственности

IY. Домашнее  задание.

1. Выучить биографию А.А. Блока.

2.Сделать анализ стихотворения.

 

                                                                                                                                    вверх

Hosted by uCoz