Урок - исследование   «Действие жидкости на погруженное тело»

 

Цели: изучить действие жидкости на погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин, развить навыки самостоятельной работы.

 

Оборудование: на каждом столе: рычаг, укрепленный на штативе, два стакана с водой, тела одного объема, но разные по массе, поваренная соль, линейка, тела одинаковой массы, но разного объема ( алюминиевый цилиндр и картофелина, предварительно обвязанная ниткой).

 

Ход урока

 

  1. Вступительное слово учителя.

- Уважаемые коллеги! Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики, исследователи действия жидкости на погруженное тело. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев ( написано на доске):

                 Исходные факты  → гипотеза →  следствия →  эксперимент →  исходные факты

Все это звенья процесса научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.

Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший в 287г. до нашей эры. Нам сегодня предстоит «переоткрыть» его закон. Итак, в путь! «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью», - советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету.

 

  1. Работа с учащимися по теме.

 

1)      Демонстрация.

Демонстрируется опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы. Начинается серьезное научное исследование, но сначала ребята самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования узнать, от каких физических величин зависит выталкивающая сила. Цель записывается в тетрадь.

 

2)      Выдвижение гипотез.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит:

- от объема погруженного тела;

- его веса или массы;

- плотности жидкости;

- глубины погружения тела;

- формы тела.

Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая  из гипотез нуждается в экспериментальной проверке.

Все гипотезы записываются в тетрадь.

 

3)      Экспериментальная работа.

Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы:

 

А) Проверка зависимости Fвыт от  Vтела

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела равной массы, но разного объема (цилиндр из алюминия и картофелина), добиваются его равновесия, а затем погружают тела  в воду. Наблюдают нарушение равновесия, делают вывод о зависимости Fвыт от  Vтела. Делают соответствующие записи в тетради.

Б) Проверка зависимости Fвыт от  веса ( или массы) тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одного объема, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем погружают тела в воду. Наблюдают: равновесие не нарушилось, следовательно, Fвыт от  веса ( или массы) тела не зависит. Результаты отражают в тетради.

В) Проверка зависимости Fвыт от  глубины погружения тела в жидкость.

Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются его равновесия, погружают тела в воду на разную глубину. Наблюдают: равновесие не нарушилось, делают вывод и записывают в тетрадь.

Г) Проверка зависимости Fвыт от  формы тела.

Учащиеся подвешивают к рычагу два тела одинакового объема, но разной формы, добиваются равновесия и погружают  в воду. Наблюдают: равновесие не нарушилось. Делают вывод о независимости выталкивающей силы от формы тела, делают записи в тетради.

Д) Проверка зависимости Fвыт от  плотности жидкости.

Учащиеся подвешивают к рычагу два одинаковых тела, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а второе – в насыщенный раствор поваренной соли. Наблюдают: нарушение равновесия, в растворе соли тело выталкивается сильнее. Делают вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости.

После экспериментальной проверки всех гипотез учащиеся формулируют вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объема тела.

 

4)      Вывод формулы выталкивающей силы.

Учитель теоретически выводит на доске формулу выталкивающей силы и обращает внимание учащихся на физические величины, входящие в нее, ребята отмечают полное соответствие теоретических выкладок с результатами только что проведенных экспериментов.

 

5)      Закрепление

- Мы  вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и «переоткрыли» уже известный закон Архимеда. Все цели нашего исследования достигнуты.

А теперь попробуем ответить на веселые вопросы Григория Остера из его книги «Физика»:

1)  пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?

2) Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?

 

6)      Это интересно!

Учитель вместе с учащимися вспоминает об интересных фактах, касающихся изучаемой темы. Например, существует море, в котором нельзя утонуть. Это знаменитое Мертвое море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Утонуть в такой тяжелой жидкости нельзя: человеческое тело легче ее.

 

  1. Заключительное слово учителя.

Жидкости на тело давят,

Вверх его все поднимают,

При этом силу создают,

Что Архимедовой зовут!

Ее считать умеем мы:

Надо знать лишь вес воды,

Что то тело вытесняет –

Все закон нам объясняет.

Открыл его великий грек,

Ему имя – Архимед!

Рассказывают, что Архимед лежал в ванне и размышлял о том, как узнать, есть ли примесь серебра в золотой короне. Выталкивающую силу человек отчетливо ощущает, принимая ванну. С возгласом «Эврика!» Архимед выскочил из ванны и побежал в комнаты за драгоценной короной, чтобы немедленно определить потерю ее веса в воде.

Большое спасибо, уважаемые коллеги, за совместную работу. Очень надеюсь, что это не последнее наше научное исследование, мы еще не раз прокричим подобно Архимеду: «Эврика!»

 

                                                                                                                                                            вверх

Hosted by uCoz