Команда ветвления в полной и неполной форме (урок 1)

(Данная разработка урока по теме «Команда ветвления в полной и неполной форме» составлена из расчета 1 час в неделю, информатика ведется  только в 10 и 11 классах. До изучения этой темы в 10 классе обязательно рассмотрение темы «Алгоритм. Его свойства и способы записи», «Язык программирования Бейсик».)

 

Цель: рассмотреть команду ветвления в полной и неполной форме; выработать умения и навыки в составлении программ по блок-схемам и блок-схем по программам  с командами ветвления

 

Ход урока

I.                    Организационный момент

 

II.                Проверка домашнего задания.

Перед вами листочки с таинственными числами. Под каждым числом либо изображена геометрическая фигура, либо написан оператор. Вы должны ответить на вопросы, найти верный ответ и записать числа, соответствующие ответу, в таблицу:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листочки с геометрическими фигурами и операторами языка программирования Бейсик

1

13

4

16

18

10

20

14

PRINT

INPUT

CLS

END

Вопросы

1.      Эта геометрическая фигура используется в блок- схемах для обозначения начала и конца алгоритма.

2.      Данная геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения любого вычисления.

3.      Для вывода данных на экран в Бейсике используется этот оператор.

4.      Этот оператор используется для ввода данных с клавиатуры.

5.      Для очистки экрана в Бейсике служит этот оператор.

6.      Для проверки условия используется эта фигура

7.      Ввод-вывод данных на экран обозначается этой геометрической фигурой.

8.      Этим оператором заканчивается любая программа.

 

Какая последовательность чисел у вас появилась во второй строке? Под этой последовательностью зашифровано одно слово. Попробуйте найти ключ и расшифровать это слово. Дайте определение.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

1

13

4

16

18

10

20

14

а

л

г

о

р

и

т

м

Алгоритм – конечный набор точных и понятных предписаний (правил, инструкций, действий), позволяющих решить любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач.

 

III   Изучение новой темы.

 

Вспомним, как называется алгоритм, в результате которого обеспечивается выбор одного из двух возможных действий? Правильно, разветвляющимся. Такой алгоритм обязательно содержит условие и, в зависимости от результата выполнения условия, происходит выбор действия. Например: Если день рабочий, то идем в школу, иначе будем отдыхать. Если родители деньги дадут, то идем на дискотеку, иначе будем смотреть телевизор. Таких примеров мы можем привести много из обычной жизни и наук. К примеру, математика: Если у равностороннего четырехугольника углы прямые, то назовем его квадратом, иначе назовем его ромбом. Физика: Если удар упругий, то масса тела сохраняется, иначе масса изменяется

Давайте теперь определим, что же такое ветвление?

Ветвление – эта такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

 

Рассмотрим команду ветвления в полной и неполной форме, содержащее одно и несколько действий на алгоритмическом языке, представленную в виде блок-схемы и на языке программирования Бейсик. Оформим в виде таблицы.

 

Ветвление

в неполной форме

в полной форме

 

I. Содержит только одно действие

1.                              Алгоритмический язык

 

Если условие

       то действие

Всё

 

Если условие

       то действие 1

        иначе действие 2

Всё

 

2. Блок-схема

 

3. Язык программирования Бейсик

If  условие  then действие

If  условие  then действие 1  else  действие 2

 

II. Содержит несколько действий

1.  алгоритмический язык

Если условие

       то действие 1, действие 2,…

Всё

 

Если условие

       то действие 1, действие 2, …

        иначе действие 3, действие 4, …

Всё

2. Блок-схема

3. Язык программирования Бейсик

 

f     40  If  условие  then   50

50  50  действие 1

60  действие 2

40  If  условие  then  50  else 80

50  действие 1

60  действие 2

70  goto 100

80  действие 3

90  действие 4

100 далее

     

 


 

Операторы ifthen,  else  - операторы условного перехода

Оператор goto – оператор безусловного перехода, меняет порядок выполнения программы. Общий вид: GOTO N, где N – номер строки, на которую осуществляется переход.


 

Пример

1.                                            По данной блок-схеме

А) определить результат выполнения алгоритма при х = - 4 и х = 10

Б)  записать программу

Решение:

А) Сначала вводим значение х. Если условие  истинно, т.е х>5, то  выполнится действие, указанное со стрелкой Да. Если же условие ложно, то есть х < 5, то выполнится действие, указанное со стрелкой Нет.  При х=-4 вычисляем значение y по формуле y = 5-x, т.е y =  9, а при х = 10  по формуле y = x2, т.е y = 100.

Б) 10 CLS

     20 INPUT “введите значение X”; X

     30 IF X>5 THEN Y=X^2 ELSE Y=5-X

     40 PRINTY=”; Y

     50 END

 

 

 

 

IV. Составление программ

 


 

1.      По данной блок схеме определить значение при х = - 2 и х = 5, записать соответствующую программу.

 

 

 

 

 

 

2.      записать программу по данной блок-схеме

 

 


 

 

3.      Составить блок-схему по данной программе

10 CLS

20 INPUT “A, B”; A, B

     30 IF A<=B THEN X = A + B ELSE X = A * B

     40 PRINT “X=”; X

     50 END

 

V.        Итоги урока

 

VI.                          Домашнее задание:

- прочитать записи;

  - в программе, записанной по  заданной блок-схеме, указать порядковый номер строки, в которой допущена ошибка:

 

 

 

     10 CLS

     20 INPUT “введите значение X”; X

     30 IF X>0 THEN Y= |Х|  ELSE Y=

     40 PRINTY=”; Y

     50 END

 

 

- составить блок-схему по данной программе  и определить результат при А = 3 и В = 4

 

10 CLS

20 INPUT “A, B”; A, B

30 IF A>B THEN 40 ELSE 70

40 A = A + 1

50 S = A * B

60 GOTO 90

70 B = B + 1

80 S = A + B

90 PRINT “S=”; S

100 END


 

 

Команда ветвления в полной и неполной форме (урок 2)

 

Цель: научиться выделять условия для решения конкретных задач с использованием команды ветвления.

 

Ход урока

I.                   Организационный момент

 

II.                Проверка домашнего задания.

Двое учащихся записывают решение заданий на доске. Остальные отвечают на вопросы:

            - Что такое ветвление?

            - Какие две существенно различные формы записи ветвлений имеются?

            - Может ли алгоритм быть разветвляющимся, если в нем не указано условие?

            - Приведите примеры, содержащие команду ветвления в полной, неполной формах.

 

III.               Объяснение темы.

В каждой из двух существенно различных форм ветвлений указывается условие, которое надо проверять, и наборы действий, которые надо исполнять при выполнении или невыполнении данного условия.

При решении задач зачастую встает вопрос, как же определить это самое условие? В качестве условия может выступать логическое выражение, простое или составное. Простое логическое условие представляет собой пару выражений, между которыми помещен один из символов сравнения:


 

 = (равно),

> (больше),

 < (меньше),

<> (не равно),

>= (больше или равно),

<= (меньше или равно).


 

            Выражениями в таком утверждении могут быть числа, числовые переменные, функции, а также любые арифметические выражения. Составное логическое условие составляется из простых при помощи логических операторов AND (связка И), OR (связка ИЛИ),  NOT (связка НЕ).

На конкретных примерах попробуем разобрать задачи, выделяя условие:

1. Написать программу для вычисления значения по формуле +.  

Из курса математики мы знаем, что знаменатель дроби всегда  отличен от нуля и подкоренное выражение неотрицательно. И наше условие можно записать, как х+2<>0 (х<>-2) и   а>=0. Запишем решение задачи:

     10 CLS

     20 INPUT “Введите значение X и А”; Х, А

     30 IF Х+2<>0  AND А>=0  THEN Y = (X-5)/(X+2) : GOTO 50

     40 PRINT “При X= -2 и А < 0  решения нет” : GOTO 20

     50 PRINTY=”; Y

     60 END

2. Вычислить значение функции по следующему правилу: .

Здесь условия являются взаимоисключающими, поэтому выберем одно из них. Это условие будет определять выбор действия. Если x2,то y=, иначе y=х. Можно ли по-другому составить это выражение? (Да, Если х<2, то y=x, иначе y=.)

Запишем программу:

     10 CLS

     20 INPUT “Введите значение X”; X

     30 IF X>=2 THEN Y=SQR(X) ELSE Y=X

     40 PRINTY=”; Y

     50 END

3. Написать программу вычисления значения функции y(x) для заданного х:

Решение будем строить по следующему правилу: вычислим значение y(x) при х > 7, если х7, то y(x)= - 2, иначе y(x)= 2x+1.

     10 CLS

     20 INPUT “Введите значение X”; Х

     30 IF X>7 THEN Y=X^2 : GOTO 50

     40 IF Х<= -7  THEN Y = -2 ELSE Y=2*X+1

     50 PRINT Y ( “ ; X ; ” ) = ” ;  Y

     60 END

 

IV.                          Решение задач на определение условий.

1.      Составить блок-схему

1)                              для вычисления значений выражений по формулам:

а)                           б)                   в)

 

2)                              для нахождения площади и гипотенузы прямоугольного треугольника (ввод отрицательных сторон предусмотреть).

 

V.                 Итоги урока

 

VI.              Домашнее задание: По составленным блок-схемам составить программы.

 

 

 

P.S.     На следующем уроке до изучения новой темы провести самостоятельную работу на 12 мин. в двух вариантах.

 

Вариант I

Вариант II

Составить программы для вычисления значений выражений по следующим формулам:

А)

А) 

Б) 

Б) 

Составить блок-схему для вычисления

площади треугольника по формуле Герона.

площади трапеции.

 

                                                                                                                                                                вверх

Hosted by uCoz