Толерантность на уроках литературы. «Человек и судьба» (анализ стихотворения Н.Гумилева «Созидающий башню сорвется...»).

Цели:

Общие — побудить учащихся к размышлению над смыслом человеческой жизни ( с опорой на произведение Н.Гумилева «Созидающий башню сорвется...»). Частные - ответить на вопросы:

1. Что вы вкладываете в понятие «толерантность как уважение прав человека»?

2. Для чего человеку необходимы собственные убеждения?

3. Для чего человеку нужна индивидуальность?

4. Какой жизненный путь выберешь ты?

Структура урока.

1 фаза: «Вызов интереса».

2 фаза: «Осмысление через погружение в текст».

3 фаза: «Размышление». « Вывод».

Оформление урока.

Портрет Н.Гумилева.

Ход урока.

1. Фаза: « Вызов интереса».

а) сюжетно- ролевая игра.

Ребятам раздаются роли. Они должны описать жизнь своего  героя,  подвести  итог  его  деятельности. Предлагаются герои: Наполеон, Иосиф Сталин, Робинзон, мой прадедушка (моя прабабушка).

б) объявление темы и задачи урока.

Были представлены разные судьбы. Но у всех героев один

конец — смерть. Можно ли говорить о достойной жизни?

Что это значит?

Тема урока: «Человек и судьба»

2. Фаза: «Осмысление через погружение в текст».

а) слово учителя.

Есть много мнений о том, что такое жизнь и как она

проходит. А как понимает жизнь Н.Гумилев?

б) чтение стихотворения «Созидающий башню сорвется...» Созидающий башню сорвется, Будет Выбор: страшен стремительный лет, И на дне мирового колодца Он безумство свое проклянет.

 

Разрушающий будет раздавлен,

Опрокинут обломками плит,

И, всевидящим богом оставлен,

Он о муке своей возопит.

А ушедший в ночные пещеры

Или к заводям тихой реки

Повстречает свирепой понтеры

Наводящие ужас зрачки.

Не спасешься от доли кровавой,

Что земным предназначила твердь.

Но молчи: несравненное право -

Самому выбирать свою смерть.

в) о каком праве напоминает поэт читателю?

Н.Гумилев напоминает о праве «Самому выбирать свою смерть». Смерть - это жизненный венец. Значит, ты должен выбрать для себя самого жизненный путь. Каждый человек волен придерживаться своих убеждений и признавать такое же право за другими. Это есть проявление толерантности.

г) что такое толерантность?

Толерантность в переводе с латинского «терпение». Это

уважение, принятие и правильное понимание богатого

многообразия культур нашего мира, наших форм

самовыражения и способов проявления человеческой

индивидуальности.

д) какой жизненный путь может выбрать себе человек по мнению Н.Гумилева?

- путь созидателя;

- путь разрушителя;

- путь мирного человека, обывателя.

е) нарисуйте символы этих путей.

ж) что помогает человеку в выборе жизненного пути?

- индивидуальные черты: самоуважение, эгоизм, уважение

к     другому,     властолюбие,     жажда     славы,

снисходительность, миролюбие.

з) имеем ли мы право осуждать человека в его жизненном

выборе? В каких случаях?

Если человек, создавая свою жизнь, разрушает жизнь

другого, проявляя в этом случае интолерантность, значит,

он выбрал себе путь, который приведет мир к дисгармонии.

 

К сожалению, проявляющих ин толерантность,   очень много, это стало одной г/з самых распространенных черт современного человека. Оттого и происходят в нашей жизни неприятные перемены. Может, на благо планете предназначила нам твердь «долю кровавую»?

 

3. Фаза: Размышление». «Вывод». а) составьте кластер

                                               

                                    ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

            внешнее отличие людей; уважение прав; выбор для себя; право на жизнь.

           

б) символ моего жизненного пути.

                                                                                                                                                    вверх

 

Hosted by uCoz