Толерантность на уроках литературы. «Человек и судьба» (анализ стихотворения Н.Гумилева «Созидающий башню сорвется...»).
Цели:
Общие — побудить учащихся к размышлению над смыслом человеческой жизни ( с опорой на произведение Н.Гумилева «Созидающий башню сорвется...»). Частные - ответить на вопросы:
1. Что вы вкладываете в понятие «толерантность как уважение прав человека»?
2. Для чего человеку необходимы собственные убеждения?
3. Для чего человеку нужна индивидуальность?
4. Какой жизненный путь выберешь ты?
Структура урока.
1 фаза: «Вызов интереса».
2 фаза: «Осмысление через погружение в текст».
3 фаза: «Размышление». « Вывод».
Оформление урока.
Портрет Н.Гумилева.
Ход урока.
1. Фаза: « Вызов интереса».
а) сюжетно- ролевая игра.
Ребятам раздаются роли. Они должны описать жизнь своего героя, подвести итог его деятельности. Предлагаются герои: Наполеон, Иосиф Сталин, Робинзон, мой прадедушка (моя прабабушка).
б) объявление темы и задачи урока.
Были представлены разные судьбы. Но у всех героев один
конец — смерть. Можно ли говорить о достойной жизни?
Что это значит?
Тема урока: «Человек и судьба»
2. Фаза: «Осмысление через погружение в текст».
а) слово учителя.
Есть много мнений о том, что такое жизнь и как она
проходит. А как понимает жизнь Н.Гумилев?
б) чтение стихотворения «Созидающий башню сорвется...» Созидающий башню сорвется, Будет Выбор: страшен стремительный лет, И на дне мирового колодца Он безумство свое проклянет.
Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, всевидящим богом оставлен,
Он о муке своей возопит.
А ушедший в ночные пещеры
Или к заводям тихой реки
Повстречает свирепой понтеры
Наводящие ужас зрачки.
Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право -
Самому выбирать свою смерть.
в) о каком праве напоминает поэт читателю?
Н.Гумилев напоминает о праве «Самому выбирать свою смерть». Смерть - это жизненный венец. Значит, ты должен выбрать для себя самого жизненный путь. Каждый человек волен придерживаться своих убеждений и признавать такое же право за другими. Это есть проявление толерантности.
г) что такое толерантность?
Толерантность в переводе с латинского «терпение». Это
уважение, принятие и правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, наших форм
самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности.
д) какой жизненный путь может выбрать себе человек по мнению Н.Гумилева?
- путь созидателя;
- путь разрушителя;
- путь мирного человека, обывателя.
е) нарисуйте символы этих путей.
ж) что помогает человеку в выборе жизненного пути?
- индивидуальные черты: самоуважение, эгоизм, уважение
к другому, властолюбие, жажда славы,
снисходительность, миролюбие.
з) имеем ли мы право осуждать человека в его жизненном
выборе? В каких случаях?
Если человек, создавая свою жизнь, разрушает жизнь
другого, проявляя в этом случае интолерантность, значит,
он выбрал себе путь, который приведет мир к дисгармонии.
К сожалению, проявляющих ин толерантность, очень много, это стало одной г/з самых распространенных черт современного человека. Оттого и происходят в нашей жизни неприятные перемены. Может, на благо планете предназначила нам твердь «долю кровавую»?
3. Фаза:_« Размышление». «Вывод». а) составьте кластер
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
внешнее отличие людей; уважение прав; выбор для себя; право на жизнь.
б) символ моего жизненного пути.